Статьи 4  

К сожалению статья из Журнала Юность N11 1986г
не влезла сюда, поэтому даю ссылкой для скачивания.
Очень стоит её почитать.

http://www.mediafire.com/?4z3oxme34xj



ОНИ ЗНАЛИ ЦЕНУ ПОБЕДЫ... (ЛЮДМИЛА ПАХОМОВА - АЛЕКСАНДР ГОРШКОВ)

Многократные чемпионы СССР, Европы и мира, первые олимпийские чемпионы в танцах на льду

В первом номере журнала "Советская женщина" за 1958 год появилась фотография совсем еще юной фигуристки. А под снимком были напечатаны такие стихи:

Лед стружкою острою, тонкой вьется под сталью конька,
Ты подрастешь - чемпионкой станешь наверняка...

Стихи, коненчо, далеко не пушкинские, и тем не пророческие. Людмила Пахомова, а именно так звали помещенную на фотографии девушку, подросла и стала чемпионкой. Всего, что только можно...
Людмила Алексеевна Пахомова родилась тридцать первого декабря 1946 года в семье Героя Советского Союза летчика Алексея Константиновича Пахомова. Воевавший и весь израненный, он являл собою классический образ рыцаря своего времени и всегда служил примером для своей дочери. Он прекрасно катался на фигурных коньках, и тем не менее в секцию фигурного катания на Стадион Юных пионеров Люду отвела мама. Со временем Людмила Ивановна станет полноправным членом комнады дочери и будет принимать самое деятельное участие и в обсуждении музыки, и в составлении программ, и особенно в подборе и шитье костюмов! Пройдут годы и Людмила скажет: "Мама посвятила мне свою жизнь. Все силы своей души, способности, потребность отдавать себя она сосредоточила на мне, потом на нас с Сашей. Все наши неудачи, срывы она переживала сильнее, чем мы. И мама, может быть, единственный человек, который знает, какую цену нам приходилось платить за наши победы..." Ее первым партнером был Сергей Селезнев, с которым она выиграла чемпионат Москвы и стала второй в Союзе среди юниоров. Его сменил Фарид Сафаргалаев, с которым она прокаталась всего один год, ну а затем пришел черед Виктора Ивановича Рыжкина, предложившего ей попробовать себя в танцах. Людмила согласилась. Но не от великой любви к танцам, а из-за большого желания оказаться в ЦСКА и тренироваться у Жука. Ну а по-настоящему в танцы она влюбилась на проходившем в Москве в 1965 году чемпионате Европы. Как заворженная наблюдала она за Евой и Павлом Романовыми, Соубриджем и Круче и даже не могла подумать о том, что пройдет всего несколько лет и ей будет рукоплескать восхищенный ее искусством мир! На следующий год они выступили на чемпионатах Европы и мира и заняли на них соотвественно седьмое и десятое места, что по тем временам считалось огромным успехом. Их достаточно добротно подготовленная с помощью молодого тренера Елены Новиковой, ставшей впоследствии знаменитой Еленой Чайковской, программа под русскую музыку произвела благоприятное впечатление на специалистов. И по сути дела она была их первой попыткой заставить обратить куда более пристальное внимание на танцы на льду. Но куда там! В те времена спортивные танцы во всем мире считались чем-то не очень серьезным и об их включении в олимпийские игры не шло даже и речи. Так что же там было говорить о советских чиновников от фигурного катания с их косностью и неумением видеть переспективу! Ну а затем произошло то, что и должно было произойти, Пахомова ушла от Рыжкина. Слишком уж тяжело было Людмиле со своим очень солидным и намного старшим ее партнером, которого она даже называла по имени отчеству! К тому же Рыжкин был не только партнером, но и тренером, что приводило к постоянным спорам и конфликтам, поскольку уже тогда Людмила имела свои взгляды на катание. Расставание с Рыжковым не сулило ей ничего хорошего, тем не менее она решилась на этот отчаянный шаг и сразу же потеряла и хорошего партнера, и тренера, и престижный клуб! "В моей спортивной жизни, - писала Людмила в своей книге "Монолог после аплодисментов", - это был решающий период. Я поняла тогда: если я чего хочу добиться, то должна отдавать себе отчет в том, что все зависит от меня самой". Ну и, конечно, от будущего партнера. Ей приводили многих, но все было не то. И однажды на "Кристалле" она увидела уже знакомого ей Сашу Горшкова, катавшегося с Ирой Нечкиной в ЦСКА у ее бывшего тренера Рыжкина. Ровесник Людмилы, он начал заниматься фигурным катанием с шести лет, но особых успехов пока не достиг и даже в институт физкультуры решил поступать только после того как не сумел набрать необходимое количество балллов в Институт тонкой химической технологии. Людмила видела его катание и раньше, и особого впечатления он на нее не произвел, но в тот вечер на нее нашло какое-то озарение и она прямо спросила его: "Хочешь кататься со мной? С ответом не спеши, - продолжала она. - Сам знаешь, у меня нет сейчас ни клуба, ни тренера и, такая, как сейчас, я никому не нужна. Но если все-таки надумаешь, позвони..." Она повернулась и ушла, оставив получившего столь неожиданное предложение Александра в глубокой задумчивости. И ему было над чем подумать. Связывая свою жизнь с Людмилой, он сразу же терял прекрасный клуб, хорошего тренера и достаточно перспективную партнершу. Да, Людмила уже имела имя, была чемпионкой страны и принимала участие в чемпионатах мира и Европы, и все же никто не мог сказать, выиграет ли он или проиграет от союза с оставшейся не у дел фигуристкой. Но, как видно, его уже тогда соединили с Людмилой те самые невидимые нити, которые привязывают порой куда крепче самых толстых канатов, и он позвонил. И поначалу им пришлось очень нелегко. Не было льда, и они катались где придется, а вернее, там, куда их пускали. Но труднее в те дни было, наверное, все-таки Людмиле. Более опытной и мастеровитой, ей приходилось выступать не только в роли партнерши, но и тренера. Они тренировались, не зная усталости, поскольку надо было как можно быстрее привыкнуть друг к другу. Слишком уж многое в их дальнейшей судьбе зависело от того, насколько успешно сможет Александр выполнять роль ведущего, каким в танце являлся мужчина. А это было далеко не так просто, поскольку сдержанному и терпеливому Александру приходилось подстраиваться под в высшей степени экспрессивную и взрывную Людмилу. Да еще в таком совершенно новом направлении фигурного катания, каким тогда являлись спортивные танцы! Конечно, они старались, и все же было ясно: без настоящего тренера они не добьются ничего! И тогда они попросили Елену Анатольевну Чайковскую, у которой в то время не было танцоров, взять их к себе. "Елена Анатольевна согласилась, - писала Пахомова, - и мы продолжали работать так же фанатично, но уже втроем". Они еще долго будут работать вместе, и не все будет в их отношениях гладко. "Чайковской, - скажет позже Людмила, - пришлось вынести многое из-за нас. Она сложный человек. Я тоже сложный человек. Я совершала поступки, не сообразные с этикой и тактом. Она совершала поступки, казавшиеся мне чуть ли не предательством. Но это было, как мне теперь представляется, ествественным для той лихорадочной жизни, которой мы жили..." Но все это будет позже, а пока они продолжали шлифовать технику катания, и, к огромной радости Чайковской, поначалу отстававший от Людмилы Александр прибавлял с каждой тренировкой. Они сразу же решили использовать в своих танцах только новое, и на Людмилу с Александром сразу же легла тройная нагузка! Конечно, не все шло гладок, и все же у более опытной Людмилы хватило мудрости и выдержки сглаживать острые углы. Уже через год их заметили, и такой известный в мире танца человек, как В. Тихонов, был восхищен их неожиданной трактовкой привычных па и необычайным артистизмом! И далеко не случайно уже осенью 1966 года они получили приглашение в сборную страны. Но до побед было еще далеко, и, увидев на первенстве Европы 1967 года прославленных танцоров, Горшков недоуменно воскликнул: "Это же ничего общего не имеет с тем, что мы с тобой делаем! У них же рисунок совсем другой!" И прекрасно понимавшая замешательство своего партнера Людмила честно ответила: "Не до рисунка на еще с тобой пока, Саша..." На их счастье, у них не было комплексов, и они учились у всех, у кого было только можно, и уже на чемпионате Европы 1969 года стали бронзывыми призерами, а еще через месяц получили серебро чемпионата мира! А это уже было что-то...
На чемпионат мира 1970 года они приехали уже сложившимися мастерами со своим собственным стилем. Они катались настолько блестяще, что восхищенный их великолепным выступлением руководитель технического комитета ИСУ по танцам Лоуренс Демми сразу же заговорил о включении спортивных танцев в олимпийские игры! А они шли вперед, постоянно находили все новые и новые решения в постановке танцев и технике катания, и не случайно один из наиболее передовых по тому времени судей заявил, что феноменальная сложность танца Горшкова и Пахомовой открыла новую эру в танцах на льду. Впрочем, они все делали по-новому, и даже сопровождавшая их танцы и давно казавшаяся привычной мызыка теперь тоже представала совсем в ином свете. В своем новаторстве они настолько далеко ушли от всех своих конкурентов, что судьи были вынуждены искуственно занижать им оценки, дабы сохранить хоть какую-то видимость соревнований! А на чемпионате Европы 1972 года они вообще отдали первое место фигуристам из ФРГ брату и сестре Букам. Пройдет всего месяц, и побежденные блестящей советской парой на очередном чемпионате мира они с грустью скажут: "Они нас выпороли. Они проучили нас..."
На чемпионат мира 1972 года в Калгари Горшков и Пахомова приехали безоговорочными лидерами, но начали не совсем удачно и, к великому изумлению специалистов, впервые за последние годы оказались в роли догоняющих. Ну а затем случилось и вовсе непредвиденное. После обеда в ресторане гостиницы, где жили все участники чемпионата, у них поднялась температура и началась рвота. Врачи констатировали сильнейшее пищевое отравление, что, конечно, по зрелому размышлению, не могло не вызывать весьма законного удивления. Из сидевших вместе с нашей звездной парой за столом не пострадал больше никто! А ведь все они ели ту же самую пищу. И тем не менее... Врачи сделали все возможное, чтобы Александр вышел с Людмилой на лед, и выступили они так, что никто из сидевших в огромном зале зрителей даже не мог и подумать о том, что еще вчера эта блестящая пара еще вчера лежала в своих кроватях с высокой температурой... 1972 год стал переломным в спортивной карьере Людмилы и Александра, и с того самого дня они не проиграли ни одного соревнования. Что вовсе не означало почивания на лаврах. Да и какое там могло быть почивание, если они постоянно создавали новые и все более совершенные танцы. Огромная роль в этом принадлежала всем троим: и ставившей их Чайковской, и очень быстро вживавшихся в новые образы Александру и Людмиле! Они стали кататься еще чище, и на чемпионате мира в Братиславе получили невиданное до сих пор количество высших оценок - шесть, но им и этого показалось мало, и на чемпионате Европы в Загребе они получили целых десять шестерок! В семьдесят пятом неважно чувствовавший себя Горшков попал в больницу и осматревший его профессор только покачал головой: по всем медицинских законам стоявший перед ним молодой человек должен был давно умереть! Ему сделали операцию и разрешили в ближайшие десять лет ходить только с авоськой в булочную! Но сам Александр думал иначе и через три дня после выхода из больницы... отправился на тренировку. Он был очень слаб и катался, держась за борт, но на второе занятие тем не менее пришел, и все еще не верившие в его выздоровление врачи заявили, что он хочет покончить жизнь самоуйбийством! Но через неделю они с нескрываемым изумлением стали менять свою точку зрения, необыкновенная воля и желание выздоровить оказались сильнее всех медицинских законов, и Александр отправился-таки на чемпионат мира в Колорадо-Спрингз. Правда, выступить им там так и не пришлось, но после того как они все же исполнили свое знаменитое танго "Романтика" им устроили настоящую овацию. Ну а в 1976 году случилось наконец-то, ради чего они пролили столько пота на тренировках. Спротивные танцы впервые были представлены на Олимпийских играх в Инсбруке, и именно они, столько сделавшие для их включения в Белую олимпиаду, стали первыми в истории спортивных танцев олимпийскими чемпионами. "В тот сезон, - вспоминала Чайковская, - у нас родилась уникальняа программа, в основу которой были положены испанские мелодии. Это было очень непросто - перенести испаннский "боковой шаг" на лед. И все же был найден такой технический варинат, который позволил его исполнить на льду". В чем была их сила? По словам Чайкововской, в том, что они совершенно по-иному взглянули на роль элементов и связок, и у них эти самые связки несли точно такую же смысловую нагрузку, что и все остальные элементы.
Ну а потом... Решение уйти было внезапным, и поводом к нему послужило до сих пор незнакомое никому из них чувство апатии! Слишком много было выстрадано и отдано спорту, и теперь даже у этих испытанных бойцов не было ни желания, ни сил продолжать свою сумасшедшую гонку впереди всех. "Мы понимали, - скажет позже Пахомова, - что делаем что-то нелепое, несуразное, но не могли и впервые не хотели сопротивляться наступившей апатии. И мы пришли к выводу, что бессмысленно пересиливать себя и делать механически то, во что мы привыкли вкладывать душу..." Они продолжали тренироваться, но настал тот самый печальный день, когда они расстроенной не меньше их Чайковской: "Лена, мы решили, что нам кататься больше не нужно..." Им был устроен прощальный бал во дворце спорта, и последним их танцем стала знаменитая "Кумпарсита"...
У них родилась дочь Юля, Людмила стала работать тренером и подавала большие надежды. "Пахомова, - говорила о ней Татьяна Тарасова, - была примером во всем: любящей дочерью, хоршей женой, замечательной матерью. Она любила жить. Всегда красивая, элегантная, настоящая женщина... Она многое успела в своей жизни, но еще большего не успела..." И нельзя наверное, даже представить себе, что испытал ставший к тому времени работником спорткомитета и международным судьей Александр Георгиевич в те страшные для него дни 1989 года, когда врачи боролись за жизнь Людмилы. Но, увы, смерть оказалась сильнее... Их нет на льду почти тридцать лет, и, глядя на растущее из года в год мастерство танцевальных пар, возможно только сейчас по-настоящему начинаешь понимать все совершенное Людмилой Пахомовой и Александром Горшковым! Именно им мир обязан тем одним из самых красочных зрелищ, и стоит только зазвучать знаменитой "Кумпарсите", как в памяти сразу же встают стройные фигуры наших прославленных фигуристов, столько сделавших для любимого вида спорта...

Hosted by uCoz