Статьи  

ЗВЕЗДА НА ВСЕ ВРЕМЕНА
Так совпало, что 2006 год - год четырех горько-радостных юбилеев в жизни великой фигуристки Людмилы Пахомовой.

* * *
Вместе с Александром Горшковым тридцать лет назад они стали первыми олимпийскими чемпионами в спортивных танцах на льду. Это благодаря советским фигуристам красивейший вид фигурного катания получил олимпийский статус.
Тридцать лет назад, в сентябре 1976 года, Пахомова и Горшков простились с большим спортом. А спустя десять лет ушла из жизни Людмила Алексеевна.
31 декабря 1946 года в семье генерал-майора авиации, Героя Советского Союза Алексея Константиновича Пахомова родилась дочь Милочка. Друзья-фронтовики улыбались тогда: «Вот так, Алешка, первоапрельская «шутка» может превратиться в новогодний подарок».
В секцию фигурного катания маленькую Милу привел отец, обожавший этот вид спорта и прекрасно катавшийся на фигурных коньках. Но путь в мировую спортивную элиту был долог и непрост. Начинала она как одиночница. Пробовала себя в парном катании. Танцы никогда ее не интересовали. Считалось, что это занятие для пожилых. А потом катающийся тренер Виктор Иванович Рыжкин предложил Пахомовой кататься с ним в паре. Она согласилась с легкостью - ведь ничем не жертвовала, ни от чего не уходила.
Они дебютировали на чемпионатах Европы и мира в 1966 году, где заняли соответственно седьмое и десятое места. Для того времени это был огромный успех. Но, закончив сезон, больше уже не выступали. Однако у Пахомовой не было договоренности с другим партнером. Людмила не знала, куда идти и что делать дальше. И как-то однажды она пришла на стадион «Кристалл», где увидела на тренировке Александра Горшкова, но у него уже была партнерша - Ирина Нечкина. Смотрела Пахомова на Горшкова без особого интереса. Но в какой-то момент эта пара вызвала симпатию, она что-то стала им советовать, а потом стала в пару с Горшковым. И увидела юношу в другом ракурсе. После тренировки подошла к нему и спросила: «Хочешь со мной кататься?»
* * *
Горшков согласился. Месяца три они тренировались самостоятельно. Сами сшили себе костюмы. Но за кого собирались в них выступать?.. И тогда они обратились к молодому тренеру Елене Анатольевне Чайковской и стали работать так же фанатично, но уже втроем. Ощущение, что спортсмены чего-то достигли, появилось только в 1969 году, когда они заняли третье место на чемпионате Европы и второе - на чемпионате мира в Колорадо-Спрингс. Но на обязательные показательные выступления они не остались - в Москве скоропостижно скончался отец Пахомовой.
Это был трагический период. Но жизнь продолжалась. Через год они стали чемпионами мира и никому из соперников не уступали. Лишь однажды, в 1972 году, неблаговидность судей из капиталистических стран лишила их титула чемпионов Европы. Судейская коллегия при явном преимуществе советских танцоров отдала пальму первенства западногерманским фигуристам, брату и сестре Анжелике и Эрику Буку. Но уже на чемпионате мира все встало на свои места.
* * *
Их дорога в спорте не была гладкой. Вдруг в 1975-м у Горшкова случился спонтанный пневмоторакс и разрыв легочного кровеносного сосуда. Диагноз поставили не сразу. Да и Александр отказывался лечь в больницу на обследование. На третьи сутки Чайковская повезла его к профессору Сыркину, специалисту по сердечным заболеваниям. Он раздел Горшкова, постучал пальцами и сказал: «Молодой человек, вас надо показывать студентам и говорить: этот молодой человек давно должен был умереть. Почему он до сих пор жив - науке неизвестно». Профессор обратился к Пахомовой и Чайковской: «Понимаете ли, уважаемые дамы, у него сердце на правой стороне. А левая половина груди заполнена жидкостью. Везите его немедленно в больницу».
В больнице его осмотрел хирург-пуль-манолог Михаил Перельман и принял решение оперировать. Четыре часа длилась операция. Александр потерял очень много крови. Сделали переливание - поднялась температура. Оказалось, у него аллергия на консервированную кровь. Нашли донора. Новое осложнение - образовался тромб. Перельман раздобыл какое-то бесценное лекарство, которое разжижает кровь.
* * *
На третий день после операции Горшков встал. На пятый - стал ходить. Но врачи говорили, что с фигурным катанием покончено. И здесь решающую роль сыграла Пахомова. В Спорткомитете СССР она убедила в необходимости ехать ей с Горшковым на чемпионат мира, который предшествовал Олимпийским играм. И именно в Инсбруке должен был состояться дебют танцев на льду на Олимпиаде. А приехав на чемпионат мира, они участвовали только в обязательных и оригинальном танцах. Были первыми. Следом шли Моисеева и Миненков. Пахомова и Горшков, сославшись на грипп, от произвольного танца отказались. Моисеева и Миненков стали чемпионами мира.
И вот наступил 1976 год. Это был триумф советской школы танцев на льду. Последующие Олимпиады выигрывали наши фигуристы, лишь однажды уступив англичанам Джейн Торвилл и Кристоферу Дину. И это за тридцать лет!
А как же личная жизнь нашей звездной пары? В 1970 году они стали мужем и женой, но дочку Юлечку смогли родить только после Олимпиады. Мама Людмилы, Людмила Ивановна, взяла на себя заботу о доме. Бытовой стороны семейной жизни Пахомова не знала, пока они катались. Первый свой обед она приготовила в тридцать лет. «Родится ребенок, - размышляла она, - и я забуду о фигурном катании». Но она плохо себя знала. Весной 1977-го Виктор Иванович Рыжкин предложил ей работать тренером в ЦСКА. Осенью прямо с тренировки ее отвезли в роддом. Она даже забыла, что рожать должна.
* * *
Став матерью, Пахомова не могла усидеть дома, не могла жить семейными заботами. Снова начала ходить на тренировки. С 1978 года она работает тренером сборной СССР. Защищает кандидатскую на кафедре хореографии ГИТИСа.
А жить ей оставалось не так уж и много. Неизлечимый недуг подкрался как-то незаметно, но уже не отпускал.
Весной 1985-го Пахомовой была задумана книга «Монолог после аплодисментов». Книгу она считала «делом», которое успела полюбить, но которое не было у нее на первом месте, даже не на втором. Записывавший беседы с Пахомовой на магнитофон Евгений Билькис сопровождал фигуристку повсюду. Она рассказывала хорошо, когда загоралась, а волновало ее лишь то, что рождало мысль или цеплялось на каком-то повороте за сегодняшнее, за ее тренерскую жизнь.
* * *
Осенью она слегла. В декабре, перед сороковым днем рождения, она ненадолго выписалась из больницы. Из дома не выходила, но день ее тем не менее был расписан, и в этом расписании, посвященном фигурному катанию, место книги по-прежнему было не первое и не второе. «Монолог после аплодисментов» был закончен в феврале 1986-го. Но прочесть готовый текст она не смогла - вновь оказалась в больнице. И все же, превозмогая боль, Пахомова маленькими частями ознакомилась с книгой. Знала ли она, что смертельно больна? Скорее всего, весной того года Пахомова была полна надежды.
Боялась ли она смерти? Точного ответа на этот вопрос сегодня не сможет дать никто. У Горшкова к тому времени уже была своя, отдельная от Людмилы, жизнь. Мать Пахомовой будет с дочерью до конца. Поднимет внучку. Людмила Ивановна оставит нашу грешную землю 24 ноября 1993 года и будет похоронена на Ваганьковском кладбище, рядом с мужем и дочерью.




ИСТОРИЯ ЖИЗНИ


Людмила Пахомова и Александр Горшков... Шестикратные чемпионы Европы и мира, именно они в 1976 году получили первую в истории Олимпийских игр золотую медаль в спортивных танцах на льду. Об их шедевре – танго «Кумпарсита» – восторженно отзывались крупнейшие мастера балета Майя Плисецкая и Екатерина Максимова... К сожалению, в 1986-м Людмилы Пахомовой не стало. Но память о блистательном дуэте российского спорта жива до сих пор.
У Александра Горшкова все было так же, как и у десятков тысяч людей, которые занимались в детстве в спортивных секциях и клубах. Мама привела его в секцию фигурного катания в Сокольники. Через год тренер перевел его в группу самых слабеньких и неспособных... Спустя еще годы и в одиночном, и в парном катании он был середнячком. Впрочем, тогда он еще и не задумывался о том, что спорт станет главным делом его жизни. Окончив школу, пытался поступить в Институт тонкой химической технологии им. Ломоносова. Потерпев неудачу, подался в физкультурный.
А вскоре в его жизни появилась Людмила Пахомова и предложила кататься вместе. К тому времени она уже была участницей мировых и европейских соревнований, чемпионкой Союза в танцах и – России в одиночном катании.
«Я был, конечно, потрясен: чемпионка хочет кататься со мной, перворазрядником, у которого нет никакого опыта в танцах, – вспоминает Александр Горшков. – Предложение Милы было для меня большим стимулом. В технике, в хореографии – во всех отношениях она была сильнее меня».
Москвичка Людмила Пахомова родилась 31 декабря 1946 года в семье Героя Советского Союза, полковника авиации. Отец хотел, чтобы дочь стала… парашютисткой. Но Миле было суждено другое. Она начала заниматься фигурным катанием на стадионе юных пионеров в Москве; пробовала себя в парном катании и как одиночница, но долгое время почему-то считалась бесперспективной фигуристкой. Танцами на льду сначала занималась в паре со своим тренером Виктором Рыжкиным в ЦСКА. В паре с В. Рыжкиным Людмила впервые стала чемпионкой СССР.
Виктор Рыжкин рассказывал:
«Ей не давалось все легко. У нее очень драматичная спортивная и человеческая судьба… Помню, как встретил в метро ее маму, Людмилу Ивановну, и она мне сказала: «Мы закончили, успехов в фигурном катании нет. Папа забирает Милочку в парашютный спорт». А отец ее, Алексей Константинович, был генералом, Героем Советского Союза, заместителем председателя ЦК ДОСААФ. В то время, будучи уже тренером сборной СССР, я решил вернуться на лед, чтобы взяться за новое дело в нашем фигурном катании – спортивные танцы на льду. И, конечно, я не забыл Милочку (ее не только родители, все так называли) – ее пластику, артистизм».
Людмила Пахомова, долго выбиравшая между парным катанием и танцами на льду, лишь незадолго до очередного чемпионата Европы определилась окончательно. Но на чемпионат они с Рыжкиным не попали, т. к. руководство отдало предпочтение более опытной танцевальной паре. Людмила Пахомова и Виктор Рыжкин поехали на чемпионаты Европы (в Братиславе) и мира (в Давосе) только в следующем, 1966 году.
По мнению давней подруги Людмилы, тренера Татьяны Тарасовой, альянс Пахомовой и Рыжкина был изначально дисгармоничен и большого будущего не имел: Виктор Иванович считался одним из лучших тренеров в стране, но по своему темпераменту мало подходил Людмиле Пахомовой. В конце концов психологическая несовместимость перешла все границы, и Людмила вынуждена была расстаться с партнером.
Так Пахомова, двукратная чемпионка СССР, с 1966 года стала кататься с Александром Горшковым, никому не известным перворазрядником. Через несколько лет эта блестящая пара, тренировать которую взялась Елена Чайковская, потеснила с высшей ступени законодателей спортивной моды в танцах – англичан.
Пахомова и Горшков начали спортивную карьеру на «большом льду», когда отечественные танцевальные дуэты значительно уступали зарубежным. Но уже в 1969 году они стали обладателями серебряных медалей на мировом чемпионате, а в 1970-м – первыми среди советских фигуристов, завоевавших чемпионское звание на первенствах мира и Европы.

Зимой 1975 года Пахомова и Горшков выиграли чемпионат Европы в Копенгагене. Сразу после соревнований фигурист почувствовал недомогание (сказалось долгое позирование перед фотокамерами в ледяном зале), но старался не обращать на это внимания. На обратном пути в Москву ему стало совсем плохо. Его спас известный хирург-пульмонолог Михаил Перельман. Через три недели после операции Александр рискнул полететь в США, где начинался чемпионат мира. Но в конце концов был вынужден отказаться от борьбы... На лед он все-таки вышел, но только в показательных выступлениях, исполнив с Людмилой новый танец «Романтика».
«Для меня лучшим лекарством были тренировка, музыка, танец. Я не должен был думать о перенесенной операции. Я должен был тренироваться так, как будто ее и не было. Мила помогла мне. Со стороны могло бы показаться даже довольно жестким отношение Милы ко мне и на тренировках, и дома. Никакой домашней мелодрамы, никаких поблажек и послаблений. Режим нашей жизни не изменился ни на йоту. Домашняя работа, учеба, тренировки шли заведенным раз и навсегда образом. «Нечего жалеть себя, ты практически здоров, вот и работай, как тебе положено!» И я работал, как положено. Как было нужно для меня, для нас, для будущей победы».
Одним махом мог перечеркнуть планы на будущее инцидент, случившийся на чемпионате мира в Калгари. Говорят, что произошедшее вполне могло быть провокацией по отношению к советским спортсменам. Накануне выступления в произвольной программе Людмила и Александр чем-то сильно отравились во время обеда. Врач сборной пытался поднять их на ноги, напичкал лекарствами. Перед выступлением фигуристы казались еле живыми…
Многие отмечают, что при всем своем обаянии и доброте Людмила была очень волевым человеком. Особенно ярко проявился ее характер на турнире «Пражские коньки». Во время выступления она на всем ходу врезалась в конек партнера, но дотанцевала до конца. Ботинок ее был полон крови. Только после того, как на табло высветились оценки, санитарная машина отвезла ее в больницу...
Пахомова и Горшков изменили сам стиль танцев на льду. До них господствовали строгие, академические танцы преимущественно под классические мелодии. Они же привнесли в фигурное катание живой, эмоциональный народный танец. «Соловей», «Вдоль по Питерской», «Озорные частушки», «Кумпарсита» – яркие, высокохудожественные, незабываемые композиции…
Во многом благодаря их успешным выступлениям на чемпионатах мира, Европы и в концертной программе Белой олимпиады в 1976 году спортивные танцы впервые вошли в программу Олимпийских игр, где Пахомова и Горшков стали золотыми призерами.
Только один раз уступила эта звездная пара высшую ступеньку пьедестала почета – на чемпионате Европы 1972 года (германской паре брату и сестре Бук, которым явно подыгрывали судьи), но уже через два месяца нанесли на чемпионате мира такой сокрушительный ответный удар, что немецкие танцоры вынуждены были завершить свои спортивные выступления.
Когда наша пара завоевала «золото» Олимпиады-76 в Инсбруке, газета «Нью-Йорк таймс» писала: «Пахомова и Горшков – главные «виновники» появления танцев на Играх, которые, несомненно, украсили состязания, сблизив еще больше фигурное катание с искусством...» «Быть звездой мне нравилось. Разве не мечтает об этом каждая артистка? Я хотела кататься так, чтобы после меня и смотреть ни на кого не хотелось. Вот какая вершина была передо мной. Приблизилась ли я к ней? Нам ставили «шестерки», о нас писали, о нас сняли фильм, нас одаривали лестными эпитетами. Я знала себе цену как спортсменке, как фигуристке. Но что касается совершенства нашего танца, моего исполнительского мастерства, тут я не обольщалась. Решающее влияние на мою способность к трезвой самооценке оказал ГИТИС. Там, в институте театрального искусства, меня оценивали по совсем иным критериям. У нас был преподаватель Петр Антонович Пестов, он вел класс. Когда он меня видел, у него судорогой сводило лицо и портилось настроение на весь день. «Пахомова, – говорил он, – а у вас нет сейчас тренировки? Нет? А я так надеялся...» (Из книги Л. Пахомовой «И вечно музыка звучит»).
Вот что писал в своей книге «Слово о танце» известный балетмейстер Ростислав Захаров:
«Людмила Пахомова была не только способной, но и удивительно требовательной к себе, упорной в работе студенткой. Как-то после окончания первого года обучения в ГИТИСе она подошла ко мне и спросила: «Ростислав Владимирович, можно мне взять отпуск на год, чтобы опять поступить на первый курс?» И, обосновывая свою просьбу, начала торопливо говорить о том, что еще так мало знает в области танца, что очень мало прочитано, ну и так далее. Все мы были студентами и знаем, как хочется скорее прийти к диплому. Но вот это упорство, эта настойчивость ее меня поразили. И конечно же, год для нее не был потерянным…»
В 1970-м Людмила Пахомова получила два диплома – об окончании ГИТИСа и диплом чемпионки мира.
Но наступил такой момент в их с Александром жизни, когда эмоциональные и физические нагрузки уже не компенсировались радостью и удовлетворением от очередного полученного титула. Может быть, они просто устали? Устали от ответственности за то, что не имели права быть хуже, чем в прошлый раз. Да и возраст подходил к тридцати – необходимо было думать о будущем.
«Мы собрались с духом и отправились к Чайковской домой и прямо с порога произнесли страшные для нас, да скорее всего и для нее, слова: «Лена, мы решили, что нам кататься больше не нужно». И в слезы. Я реву. Она ревет. В доме нашлась бутылка шампанского. Выпили мы по бокалу, успокоились немного. Помнится, Лена говорила нам, что это, конечно, очень горько, очень тяжело, но что, наверное, так надо, хотя она не представляет себе, как нам теперь жить дальше» (Из книги Л. Пахомовой).
В 1977 году у них родилась дочь Юля. Основные заботы о ребенке легли на плечи бабушки, мамы Людмилы Пахомовой. Сама же она полностью погрузилась в тренерскую работу. Было это в 1979-м. А через год заболела, причем сразу стало ясно, насколько тяжело.
От нее никогда ничего не скрывали. Да и когда назначают лечение в виде облучения, то, наверное, не от насморка... На солидном врачебном консилиуме ей заявили: если хотите жить – надо серьезно лечиться, если нет – то никто ни за что не ручается.
Химиотерапия, облучение, операции... А в промежутках между курсами лечения она все же находила время и силы для тренировок, соревнований, сборов. Все ее мысли по-прежнему были связаны со льдом.
«Это продолжалось семь лет, хотя она сама признавать болезнь никак не хотела: родилась дочь Юля, и потом Мила только-только начала завоевывать признание как тренер, – вспоминала подруга Пахомовой Наталья Морозова. – У нее было раковое заболевание лимфатической системы, которое на первых этапах можно было как-то затормозить. Но она убегала из больницы на каток. Даже в последние месяцы жизни, когда лежала под капельницей, мысли ее были об учениках. У нее была тетрадочка, в которую она записывала задания до последнего дня…»
«31 декабря 1985 года у нее был последний день рождения, – говорит Виктор Рыжкин. – Я приехал к ним с Сашей прямо с катка «Кристалл». Было страшно холодно, и я чуть ли не в валенках был. Мы танцевали с ней. И я даже не заметил, что на голове у нее уже парик, после химиотерапии...»
Оставшиеся шесть месяцев своей жизни Пахомова провела в больнице. Будучи практически беспомощной, за это время успела... написать книгу. До последнего момента врачи, она сама и все ее близкие продолжали бороться...
17 мая 1986 года ее не стало. С великой фигуристкой прощались в ЦСКА. Очередь выстроилась от метро «Аэропорт». Людей было столько, что руководителю Спорткомитета и главе Олимпийского комитета, которые тоже приехали попрощаться, пришлось два часа стоять на улице.
Юля после смерти матери жила у бабушки – мать Людмилы Пахомовой отрицательно отнеслась ко второму браку Александра Горшкова с переводчицей, работавшей в посольстве Италии. В феврале 1993 года бабушка умерла, и Юля переехала к отцу.
С 2000 года Александр Горшков является президентом Регионального благотворительного общественного фонда «Искусство и спорт» имени Людмилы Пахомовой. Еще несколько лет назад по Москве ходила красивая легенда: первые годы после потери жены он каждый день по несколько часов сидел у ее могилы...


В КАЖДОМ МУЖЧИНЕ СИДИТ РЕБЁНОК

Их любил и ими восхищался весь Советский Союз. Они были всенародными героями, их победы, танцы, музыку, костюмы, жизнь знали и обсуждали все. Вместе с ними переживали, радовались, плакали, когда они, счастливые, стояли на пьедестале. Фигурное катание тогда было культовым видом спорта, их называли волшебниками голубого льда, а все дети страны хотели быть на них похожими. Столько любви не доставалось, пожалуй, никому. А когда они танцевали «Кумпарситу», стадионы взрывались овациями. Людмила Пахомова и Александр Горшков были первыми олимпийскими чемпионами, а некоторые танцы, придуманные ими, стали обязательными для фигуристов – теперь это классика.
В 1986 году от нас ушла Мила Пахомова, ушла очень рано, из-за тяжелой болезни, и все это тяжело переживали. Но у Александра Горшкова осталась их дочка Юля, а у всех нас осталась добрая память о танцах этой великой пары.
Сегодня Александр Георгиевич Горшков работает в Олимпийском комитете, у него много административных и организационных дел. Но он остался верен фигурному катанию и много делает для его дальнейшего развития на посту председателя Технического комитета Международного союза конькобежцев и вице президента Федераций фигурного катания на коньках России и г. Москвы.
Нынешний год для Пахомовой и Горшкова – юбилейный. Недавно Александру исполнилось 60. А 31 декабря Миле тоже было бы 60 лет. Но, к сожалению, эти праздники мы отмечаем без нее. Мила Пахомова навсегда осталась молодой, красивой и непобежденной.
– Александр, недавно вы отметили 60-летний юбилей. Вам радостно, что все еще впереди, или грустно, что больше половины пути пройдено?
– Вы знаете, и то, и другое. Во-первых, никто не знает, сколько пройдено – полпути, или пять шестых, или больше – никто не знает, сколько нам всем отпущено. Просто, оглядываясь назад, начинаешь думать: а что же ты из себя представляешь? Просто понимаешь, что каким ты был в душе, таким и остался. Все твои желания, твое отношение к жизни – все это такое же, как и в 30 лет. Взросление у всех происходит по-разному.
– В вас много осталось от ребенка?
– В каждом мужчине сидит ребенок. Не так давно я заходил в магазин за продуктами по дороге домой и вдруг увидел, что там к Новому году выставили потрясающую железную дорогу. И я, как идиот, стоял 15 минут – смотрел, откуда вылезет поезд, куда он залезет, куда переведут стрелки.
Теперь о юбилее. Мне пришло в голову вот что. В цифре 60 присутствует цифра 6. И, как оказалось, с этой цифрой у меня многое связано, да и у нашей с Милой пары в том числе. Во-первых, у нас обоих год рождения 1946. Потом в 66 году мы начали с Милой кататься вместе. Далее – мы 6 раз становились чемпионами Европы и 6 раз чемпионами мира. Потом впервые мы стали олимпийскими чемпионами в 76 году. Потом печальная дата – Милы не стало в 86 году. Я уже не буду продолжать, так как этих шестерок и так достаточно.
– Ну, хорошо. Вот прошел ваш юбилей. Что вы сейчас чувствуете?
– Юбилей – это дело нелегкое. И потом требуется определенный отдых. Хотя я не сильно был занят организацией празднования. Все прошло очень тепло. Было приятно слышать во всех тостах, какой я, оказывается, хороший. Ведь я себя отношу к числу самоедов, я постоянно недоволен собой, хочется в себе что-то поправить, изменить, улучшить. А когда ты слышишь о себе столько положительных отзывов, то это, конечно, приятно, но чуть-чуть странно. Я даже никогда спокойно не мог на себя смотреть на экране телевизора, мне постоянно кажется, что что-то не так. Видимо, я где-то себя идеализирую...
– А вы в спорте чем жертвовали?
– На каждом этапе приходилось чем-то жертвовать, ограничивать себя. Я не могу сказать, что у меня было безмятежное детство. Оно было таким: утром в школу, потом домой, обед, мама за руку тащит на каток. А во дворе дети бегали и играли, и я им безумно завидовал. К 7 часам вечера мы возвращались домой, я ужинал и садился за уроки. Голова падала на стол, но уроки делать было надо. Далее – юношеский период: мои друзья все веселятся в компаниях, у них были девчонки, а у меня этого тоже не было. Я ходил на тренировки, участвовал в соревнованиях. Потом, когда я катался уже с Милой, у нас был дефицит друзей. Иметь друзей – это счастье. Для этого необходимо время, чтобы общаться с ними. А мы вечно были на сборах, тренировках и соревнованиях. Мы настолько привыкли жить в гостиницах, что было странно возвращаться домой. Я до сих пор не люблю гостиниц и ресторанов. Дефицит домашнего уюта остался у нас на всю жизнь.
– А сейчас вам разве не хорошо дома?
– Я все еще испытываю дефицит домашней жизни. У меня все то же самое, что и раньше, только каток я сменил на кабинет. К тому же я езжу и летаю не меньше, чем в спорте. Для меня аэропорт «Шереметьево» – как для других в метро спуститься.
– Вы всю жизнь тренировались в «Лужниках»?
– Когда мама привела меня в фигурное катание, я 2 года тренировался в «Сокольниках», потом, в 1956-м, построили «Лужники». С тех пор это – мой второй дом. Я больше менял свой домашний адрес, чем адрес места, где тренировался.
– И с Милой там же познакомились?
– Когда я решил заниматься танцами на льду, то понял, что буду самостоятельно выбирать партнершу. Сначала, когда я занимался парным катанием, я катался в паре с сестрой моего тренера Ирины Никифоровой. Но мы не сошлись характерами. У меня был друг, который тоже занимался фигурным катанием – Сергей Широков. И ему поступило предложение от известной фигуристки в танцах на льду, которая каталась в паре с Александром Трещевым. Я пришел к ним на тренировку, хотя ничего не понимал в танцах. И мне это понравилось.
Попытки эти заметила тренер Никифорова, она решила, что мне нужна партнерша, и сказала, что в ЦСКА есть девочка – Ира Нечкина, которая специально приехала из Ленинграда, и ей ищут партнера. Я прошел просмотр, и мы стали кататься вместе на одном льду с Татьяной Жук и Александром Гореликом, а также Милой Пахомовой, которая каталась с Виктором Рыжкиным. Здесь же каталась, пока одна, и Ира Роднина. Позже мы очень часто шутили с ней, что мы оба тогда относились к числу малоперспективных фигуристов. Виктор Рыжкин и Мила помогали нам – Рыжкин вставал в пару с Ирой Нечкиной, а Мила со мной, и они показывали нам, как надо делать то или иное движение. Затем они все отправились участвовать в чемпионатах Европы и мира, а две Ирины (Роднина и Нечкина) и я остались тренироваться. Когда Мила вернулась в Москву после успешных дебютов на обоих чемпионатах, то стало известно, что она не будет продолжать кататься с Рыжкиным. В это время она залечивала травму ноги и не тренировалась. Мы же с моей партнершей катались на катке «Кристалл» в Лужниках, и Мила по собственной инициативе стала приходить к нам на тренировки и помогать нам. Походила 10 дней и после одной из тренировок она попросила меня проводить ее до метро. По дороге к метро «Спортивная» она сделала мне предложение кататься с ней. Правда, она сказала, что тренера у нас пока не будет, из ЦСКА я ухожу, будем проситься на лед куда пустят – подумай». Я думал до вечера и вечером сказал, что согласен. Всем скоро это стало известно, и надо было как-то это объяснить моей партнерше. Я чувствовал себя предателем. Я не был тогда известным фигуристом, многие на меня обиделись, но пришлось это пережить. Мила лечила ногу, я катался один, и если бы мы сразу стали кататься вместе, было бы легче. Но когда она вылечила ногу, нам пришлось засучить рукава и тренироваться по 12 часов в день. Так состоялось наше знакомство.
– Как и когда вы влюбились в Милу? С чего начался ваш роман?
– Ну, во-первых, она была где-то там, недосягаемая. А во-вторых, мы так были загружены работой, что было ни до чего. Во мне превалировало уважение, а главное – чувство ответственности. Оно во мне всегда было гипертрофировано. А тогда оно основывалось на комплексе, что мне это доверие было оказано. Мне хотелось не подвести ее, и опровергнуть все слухи о том, что она поступила опрометчиво и неправильно, взяв новичка. Во мне взыграло самолюбие, мне хотелось изменить это впечатление о себе. Нам было не до амуров – тренировки по 12 часов в сутки. Мне приходилось все учить заново, техника танца была плохая, на одно движение тратилось много усилий. А роман начался спонтанно, в 1967 году, во время чемпионата мира. Уже иначе я посмотрел на нее в Любляне на чемпионате Европы. Около Милы все время был поклонник, англичанин, призер чемпионата мира – была такая пара Садик – Кенерсон. С ним она ходила гулять. И я вдруг понял, что мне это неприятно, меня это стало волновать.
А спустя полтора месяца, во время чемпионата мира в Вене, я стал решительнее. Была весна, каток, хоть и искусственный, стоял под открытым небом, все время шел дождик и ветер дул. И как-то все там и произошло.
Говорят, женщина ушами любит. Но тут это не было нужно. Подтверждений от меня никто не требовал. Поженились мы только в 1970-м. Но тогда, в 67-м, я подумал: роман – это хорошо, но когда жениться будем? Так вот. Когда речь об этом зашла, Мила четко сказала: «Только тогда поженимся, когда станем чемпионами мира». В 1970 мы стали чемпионами мира, и в том же году весной у нас была свадьба.
– Саша, как вы думаете, изначально вы ее выбрали или она вас выбрала?
– Если я скажу, как мне кажется, то я буду выглядеть самонадеянным. А спросить другую сторону уже невозможно.
– Вы по натуре принадлежите к типу однолюбов или нет?
– Боюсь, что я не однолюб. Это вопрос сложный. Каждый это воспринимает по-своему. Всякий раз – это что-то другое. Я бы не сравнивал ощущения.
– Догадываюсь, как вам было трудно потерять Милу. Трудно было и принять решение жениться второй раз – на замечательной женщине Ирине…
– Было трудно. Но прежде всего не надо никого ни с кем сравнивать. Сравнивать начинаешь, когда есть проблемы. Есть люди, которые в подобных ситуациях перестают вообще смотреть на женщин. Может быть, из-за каких-то своих убеждений. Это сложные вещи. Но главное – должен быть такт. Ира – человек удивительного такта. Прежде всего она меня поддерживала и была хорошим другом. Я ей доверял. Хотя и ей тоже было нелегко. Но я ей благодарен за ее понимание, тонкое чуткое отношение.
– Вы могли бы себя назвать счастливым человеком?
– Счастье – это мгновение, состояние. Постоянно счастливым быть нельзя, будешь ощущать себя круглым идиотом. Жизнь гораздо сложнее.
– Ну хорошо, удовлетворены ли вы своей судьбой? И могло ли быть по-другому?
– Когда человек пытается изменить что-то, желает себе другой судьбы – значит, он не удовлетворен в чем-то главном. Я всегда пытался совместить и работу, и семью. Ведь семья – это ответственность за близких. Как глава семьи я отвечаю и за их безопасность, и за благосостояние, и за существование. С другой стороны, семья очень влияет на работу. Если все в семье в порядке, это отражается на всем остальном.
– Чего вам еще хочется от жизни?
– Хочу, чтобы дети были счастливы и нашли себя. Кроме Юли, у нас еще есть сын Иры от первого брака – Станислав. Дети дружны и близки, они относятся друг к другу нежно и трогательно и заботятся друг о друге, как родные. Я хочу, чтобы у них все было хорошо. Я свое дело сделал. Теперь пусть они сделают свое дело.

Hosted by uCoz